В старых запасах дуста, привезенного членами «Грани» из Селенгинского и Иволгинского районов обнаружен ДДТ. Это подтвердили анализы Федерального госуправления «Бурятская станция защиты растений». Стартовал второй этап проекта «Селенга — артерия Байкала»
Лет двадцать с лишним назад газеты всего мира сообщили о страшном случае: в детском саду, где-то в Иране, при приготовлении каши в котел вместо порошкового молока засыпали соответствующее количество дуста (ДДТ). Погибли, отравившись, несколько десятков ребятишек. Этот трагический случай, конечно же, безусловное исключение. Вред же, причиняемый применением ДДТ всюду и везде, ощутили на себе десятки или сотни миллионов человек, хотя и не в такой ужасной форме.
Увеличение концентрации ДДТ в южной части озера косвенно указывает на внос рекой Селенгой вредных пестицидов. В связи с этим некоторое время назад специалистами были взяты пробы донных отложений рек Селенги и Уды в районе города Улан-Удэ. В результате выявилось, что содержание уровня ДДТ в реках увеличивается к их низовьям. Это позволило сделать вывод, что одним из источников загрязнения является город. Предположительно, причиной поступления хлорсодержащих пестицидов может быть их использование на садово-огородных участках жителей города.
Работа, проведенная нами до сегодняшнего дня по реализации проекта, свидетельствует о том, что жители дачных поселков действительно используют в своих хозяйствах дуст. Люди в большинстве своем не представляют, какой вред может нанести этот неказистый порошок будущим поколениям людей. Весь центральный рынок города просто наводнен очень удобными в применении маленькими бутылочками с дустом китайского производства. Особенно опасно то, что последствия его применения могут сказываться еще на многие десятилетия. Дуст накапливается не только в почве, мигрирует в растения, попадает в организм человека. Медики утверждают, что дуст через материнское молоко передается грудному ребенку и оседает в его печени. И тем не менее во многих крестьянских и дачных хозяйствах еще и сейчас используют эти яды, которые бережливые хозяева припасли на «черный день». А потому приходится с большой осторожностью относиться к плодам земли, а также и к молоку, колбасе.
Каким образом запрещенный еще тридцать лет назад препарат попадает на прилавки наших рынков? Что можно предложить взамен дуста? Используют ли в своих хозяйствах дуст люди, проживающие по долине реки Селенги? Сохранились ли еще с советских времен запасы запрещенного препарата? Эти и другие актуальные вопросы еще ждут своего ответа. Главной же целью проекта является исследование этой проблемы и желание мотивировать жителей республики к полному отказу от использования дуста и попадания его в Селенгу – артерию Байкала.
Использование ДДТ началось еще в 1946-1947 годах, когда его производство было налажено в Москве и Вурнарах (Чувашская Республика). В 1950-1970 годы ДДТ применяли в стране в объеме более 20 тысяч тонн в год. Это привело к серьезному загрязнению значительных площадей страны, попаданию его в опасных количествах в продукты питания, в биологические ткани жителей, особенно детей. Начиная с 1969-1970 годов, в соответствии с рекомендациями международных организаций, ДДТ был ИСКЛЮЧЕН из официального советского «Списка химических и биологических средств борьбы с вредителями, рекомендованных в сельском хозяйстве СССР». Однако после 1970 года ситуация в СССР с загрязненностью почв и продуктов питания ДДТ не улучшилась, а ухудшилась. Это очевидно из данных по изучению пестицидов в почвах и в пищевых продуктах. После запрета производство и применение ДДТ в СССР не было остановлено, а ПРОДОЛЖАЛОСЬ, правда, в секретном порядке. Масштабы выпуска ДДТ не только сохранились, но и расширились за счет открытия завода в г.Новочебоксарске (Чувашская Республика). В 1986 году, через 16 лет после «запрета,» объем собственного выпуска ДДТ в СССР составил не менее 10 тысяч тонн.
Между тем победоносное шествие ДДТ по миру было прервано еще в 1968 году, когда западные экологи выяснили, что чудодейственное средство со временем почти не разлагается. ДДТ провоцирует отеки легких, разрушает костный мозг, печень, провоцирует мутации, влияет на наследственность. Смертельная доза для ребенка — всего 150 миллиграммов на кубометр воздуха, если препарат вдыхается. Или 6 миллиграммов на один килограмм веса, если речь идет об обработанных овощах. Так что 8 тонн — огромное количество, это уже экологическая катастрофа. В ХХ1 веке мы должны изменить ситуацию. В качестве инструмента охраны биологического благополучия человека необходимо избрать магистральный путь снижения химической нагрузки на организм человека — уменьшение потока химических веществ с продовольствием, на долю которого, по имеющимся оценкам, приходится порядка 70 % всего объема их поступления в организм человека.
ДДТ – вещество сравнительно стойкое, медленно разлагается в окружающей среде и в организме. Не страшны ему ни повышенные температуры, ни ферменты, занятые обезвреживанием чужеродных веществ, ни свет. В результате, попадая в трофическую (пищевую) цепь, ДДТ накапливается в значительных количествах сначала в растениях, затем в мясе и молочных продуктах, наконец, в человеческом организме. Особенностью группы хлорорганических инсектицидов является то, что они применяются как для обработки растений, так и для обработки животных. Следовательно, возможность отравления наиболее вероятна во втором случае, то есть при использовании инсектицидов в борьбе с эктопаразитами животных. Но не исключена возможность интоксикации и пероральным путем, при скармливании растений, обработанных инсектицидами. Встречается надобность в установлении содержания ДДТ в пищевых продуктах (по линии санитарной службы) и в зерне.
Использование животным и птицам зерна, в котором установлено наличие ДДТ, должно быть исключено. Определение ДДТ производится в специальных лабораториях методом Кульберга и Шима, согласно установленной инструкции. Установлено, что остаточное количество метоксихлора в молоке не должно превышать 14 мг на 1 кг молока.
Можно ли обойтись без дуста? Для тех, у кого имеется подворье и на огороде выращивают картофель, можно рекомендовать биологический, безопасный способ борьбы с колорадским жуком. Пока ученые разрабатывают более радикальные биологические меры, мы рекомендуем завести в подворье малораспространенную птицу — цесарку. Для нее колорадский жук и его личинки — лакомое блюдо. Птицы с утра и до вечера будут высматривать на огороде добычу. Важно, что это экологически чистый метод борьбы с вредителями.