Очередная командировка в Заиграевский район прошла плодотворно. Мы успели за один командировочный день посетить два села и отснять богатый материал для передачи и провести опросы среди местных жителей.
Мухор-Тала – это небольшое село с богатой историей и насыщенной культурной жизнью. Здесь бок о бок на протяжении десятков лет проживают семейские, татары, русские и буряты. Для знакомства с культурой семейских нас пригласили в семью Димовых. Это традиционная семейская семья, во главе которой стоит Мария Фоминична Димова, среди своих, баба Маруся. Несмотря на свой почтенный возраст (81 год) она здорова, бодра, представила нам традиционные наряды семейских, вместе со своими дочерьми и подругами спела семейские народные песни и накрыла богатый стол. Весь дом Марии Фоминичны пропитан духом культуры семейских, это отражается и в убранствах дома, и в том, как в этом доме встречают гостей.
Мария Фоминична активно помогает школе и селу в воспитании подрастающего поколения и сохранении традиционной культуры семейских, участвует в составе певческого коллектива в ежегодных народных праздниках. Также она активно поддерживает музей культуры семейских, основанный в 2008 году на базе Новоильинского агротехнического лицея учителем русского языка и литературы Ольгой Викторовной Тищенко.
В селе Новоильинск мы посетили этот музей, познакомились с педагогическим коллективом лицея, Иннокентий Акамов и Аюшеева Саяна презентовали наш проект, и провели также встречу с учениками школы. В музее также мы сделали некоторые зарисовки для будущего видеоматериала.
В селе Мухор-Тала наряду с семейскими проживают несколько семей татар. Нам удалось встретиться с представительницей этой общины, по совместительству старостой села Валентиной Александровной Матвеевой (Павловой) (1951г.р.).
Валентина Александровна очень подробно рассказала нам о становлении села, о современных традициях села, о народных праздниках, о том, как древние традиции воплощаются сегодня в жизнь. По ее наблюдениям, к сожалению, некоторые давние традиции татар в селе Мухор-Тала утратили свое прежнее значение, так праздник Сабантуй отмечают уже не так, как было заведено ранее, или вообще не отмечают. Отмечается тенденция всесторонней ассимиляции, все жители села вместе празднуют общие праздники, готовят одни и те же блюда.