Статья: «От экообразования — к интерактивной экопедагогике»

Анжелика Кушнарева

С декабря 2001 года Байкальский информационный центр «Грань» совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия и Институтом педагогического образования Бурятского государственного университета при финансовой поддержке Немецкого общества технического содействия (ГТЦ) начал реализацию проекта «Практикоориентированное экообразование через Интернет». Участниками проекта стали 34 школы со всех районов Республики Бурятия, а также школьники из Германии и других стран. В апреле был проведен установочный семинар «Экологическое образование: опыт работы с и без Интернет», на котором участники выбрали тему «Вода» в качестве базовой для дальнейшего развития проекта.

Суть проекта заключается в том, чтобы научить школьников использовать новые информационные технологии и, в частности, Интернет для экологического образования с учетом интересов самих ребят. И в первую очередь для того, чтобы они могли с помощью компьютеров завязывать знакомства и контакты с зарубежными сверстниками, общаться на темы живо й природы, участвовать в конференциях и семинарах. Для школ республики проект будет реализовываться в сентябре 2002-го — июле 2004 года. Проект будет состоять из четырех блоков: » Традиционные знания о воде», » Вода и четыре времени года», «Качество воды», «Международная летняя экологическая школа на Байкале». Согласитесь, что предстоит решать достаточно сложные задачи, тем более, что работать предстоит с детьми.

В этом плане очень важным представлялось ознакомление с опытом использования Интернет для экологического образования в Германии. Поэтому в рамках реализации проекта эксперты проекта в июне 2002 года прошли учебную стажировку в Германии. Стажировка включала участие в Днях охраны природы-2002 (Ганновер, Германия); экскурсию в Люнебургскую пустошь; посещение биосферного заповедника долины реки Эльба в Нижней Саксонии; кафедры педагогики университета г. Оснабрюк; общества «Педагогики природы» в г. Ольденбург; академии Немецкого общества охраны природы (NABU); Центра изучения выдры в г. Ханкенсбюттель; Института изучения белых аистов в Бергенхузене; информационного экологического центра университета г. Киль; Сервис-центра экообразования при Академии окружающей среды земли Шлезвиг-Гольштейн в г. Неймюнстер; Центр природы «Морское болото» г. Каттингер; исследовательско-технологический центр в г. Бюзум; управления национальных парков в г. Теннинге; встречи с главным редактором журнала «Педагогика природы»» д-ром Манфредом Фортманном; с руководителем проекта «Следопыт природы» д-ром Хорстом Фрайбергом и другими.

В ходе стажировки мы еще раз убедились в том, что одним из основных способов экообразования является сообщение школьникам экологической информации. В Германии мы увидели совсем иной подход к экологическому образованию и воспитанию детей, даже если не брать во внимание чисто техническое оснащение школ, которое не идет ни в какое сравнение с нашими. Условно его можно назвать «интерактивной экопедагогикой». Процесс познания мира природы требует от ребенка его собственной активности. Причем организация самого экологического пространства в значительной степени мотивирует детей к действию, познавательной активности, к взаимодействию с миром природы. При этом задействованы различные сенсорные системы ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание.

Ярким примером этому является учебная экологическая тропа, сооруженная в виде двух скрещенных восьмерок. Эта тропа создана эколого-образовательным центром при Академии окружающей среды земли Шлезвиг-Гольштейн. Каждый участок содержит свой природный материал: гравий, еловые шишки, бетон, древесная стружка, хвоя сосны, бревна, кирпичная крошка, сухие листья и др. Детям предлагается пройти этот маршрут босиком и сосредоточиться на своих ощущениях. В конце игры нужно дать возможность детям описать то, что они почувствовали, наступая на сухие листья и бетон, кору и кирпичную крошку, и сделать несколько важных выводов.

Заслуживает внимания подход к созданию информационных щитов. Основываясь на естественном познавательном интересе, они побуждают ребенка к действию. Например, одним из объектов сада являются ежи. Проводя экскурсию, конечно, можно подвести детей к щиту, на котором дано подробное описание этих животных. А можно поступить иначе: написать на небольших дощечках несколько вопросов-загадок, а под ними поместить ответ. Для того чтобы проверить верность своего предположения — приходится поднять дощечку. Например:

* Ты бежишь по саду и слышишь «пуф-пуф-пуф». Кто это?

* Кто радует садовника?

* Кому нравится беспорядок в саду?

* Кого нежелательно кормить молоком и отходами?

Конечно, ответ один — это ежик.

Для того, чтобы узнать, кто живет в лесной подстилке, необязательно слушать рассказ учителя или штудировать учебник. Лучше на время стать «лесной мышкой». Участникам предлагается взять в руки лупы и на четвереньках сантиметр за сантиметром исследовать кусочек лесной почвы.

Интересно сравнить то, что можно увидеть в кроне дерева двумя разными способами: подняв голову и посмотрев вверх или посмотрев в зеркало у себя под носом. Все, что пропущено через собственные чувства, окрашено эмоционально, становится для ребенка личностно значимым.

Примером организации подобного эколого-педагогического пространства является Центр выдры в г.Ханкенсбюттеле. Этот центр занимается изучением экологии выдр. Он был организован в связи с тем, что появилась проблема сохранения этих животных как биологического вида. Центр выдры был организован на реке Изе. Иза — река с широкой поймой. Однако из-за бездушного антропогенного вмешательства она превратилась в канал.

После того, как в 1987 году частные территории были выкуплены государством, были предприняты серьезные шаги по восстановлению природных ресурсов бывшей реки. Ландшафтное планирование, экстенсивное ведение сельского хозяйства позволили восстановить прежнюю среду обитания выдр, вернуть восточно-европейских выдр в реку. Сегодня основное направление деятельности Центра — научно-исследовательская работа и практическая деятельность по разведению выдр.

Особого внимания заслуживает тот факт, что выдры здесь содержатся не в клетках, а в естественном жизненном пространстве. Причем сооружены специальные точки, с которых можно наблюдать за жизнью животных с земли, с высоты, под водой. Ежегодно Центр посещают 100 тысяч человек. Завсегдатаями, конечно, являются дети. Экологический маршрут, разработанный в Центре выдры, основывается на интерактивной педагогике. Ребенок, пришедший сюда, может не только молча созерцать увиденное, но и стать активным участником событий. Например, наблюдая в час кормления животных за тем, как питается выдра, видно, что ей приходится выбираться из воды на берег за пищей. Это можно видеть либо с моста, либо спуститься в грот и наблюдать из под воды через стекло. А как почувствовать, что требуется этому животному для того, чтобы выбраться на берег? Трудно это или легко? Для этого нужно попробовать запрыгнуть самому на специально сооруженные ступеньки высотой полтора метра и более. Или проползти по веревочному канату-сетке, не выпав в его ячейки.

Так как природная жизнь выдр связана с водой, на территории Центра расположена детская площадка «Сила воды». Игра требует коллективного участия и распределения обязанностей. Все начинается с раскручивания водяной мельницы. Вода набирается в черпаки, из черпаков воду нужно слить в наклонный желоб, из желоба вода попадает в корытце, из которого ее нужно поднять вверх по спиральной трубе, а из этой трубы вода стекает снова вниз к водяной мельнице.

Практическая реализация всего вышеперечисленного способствует не только активному взаимодействию ребенка с миром природы, но и осознанию себя как части природы с ранних лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *